Инновационные формы методической работы в детском саду "Родина"
Катаева Ольга Михайловна, старший воспитатель
Что такое инновация? Даются различные определения.
В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения позитивного эффекта.
Инновационная методическая работа - часть профессионально-управленческой, педагогической деятельности, отличительными особенностями которой являются: обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития.
Цель методической работы нашего ДОУ :
повышение
профессионального мастерства педагогов
Задачи:
- Повысить качество и уровень образовательных услуг;
- Повысить уровень конкурентной способности педагогов на рынке образовательных услуг;
- Создать методическое и научно-методическое, дидактическое обеспечение образовательного процесса;
Большое внимание уделяю созданию условий для организации инновационной работы в ДОУ:
- Устанавливаю взаимосвязь между теорией и практикой в методической работе, усиливаю практическую направленность, нацеленность на оказание реальной помощи педагогам и воспитателям.
- Обеспечиваю педагогов информацией об инновационных фактах и явлениях.
- В методической работе учитываю индивидуальные особенности каждого педагога.
- Активизирую творчество и инициативу каждого педагога через стимулирование за инновационные формы работы.
- Выделяю достаточно времени в образовательном процессе на методическую и инновационную деятельность
Инновационные формы методической работы разделила на 2 группы:
Теоретические и практические, которые подразделяю на коллективные и индивидуальные
Теоретические, коллективные формы работы -
- Семинары по обсуждению значимых педагогических явлений, докладов, технологий, методик и т.д.
- Практические семинары с представлением опыта работы по освоению методик, технологий.
- Педагогические советы, как форма поиска, изучения и обсуждения интересных подходов и решений
- Педагогический всеобуч для опытных педагогов
- Минутки искусства
- Экспресс-маршруты.
Теоретические, индивидуальные формы работы :
- Собеседование по определению задачи и выбору форм работы.
- Подготовка доклада, конспекта проекта, работы по актуальной проблеме педагогического эксперимента
- Индивидуальные беседы-убеждения.
- Индивидуальные рекомендации по изучению литературы.
Хочется более подробно остановиться на некоторых теоретических коллективных формах работы.
Педагогические советы.
Особое внимание уделяем проведению педагогических советов , наиболее интересные формы проведения: “Собираем портфолио”, “Ярмарка педагогических находок” “Педсовет-игра”. Например: “Портфолио”-проводится по итогам года цель, проведения такой формы -закрепления содержания положения о портфолио ; “Ярмарка” – на данном педсовете представляем наиболее интересные формы, приёмы работы по какой-либо теме.
Педагогический всеобуч для опытных педагогов включает совместное изучение документов, составление и обсуждение планов работы по инновационной деятельности.
Минутки искусства - они необходимы педагогам не меньше чем знание методик и технологий. Кто как не педагоги научат малышей слушать музыкальные произведения, воспринимать художественные произведения. И этому педагогов также необходимо учить.
Экспресс-маршруты - внедряю такую форму работы по изучению родного края и адаптации материала для работы с детьми.
Экспресс-маршруты провожу и в том случае когда детский сад работает по единой методической теме. Каждой группе педагогов предлагается самостоятельно разработать какое-то одно направление в короткие сроки. Такая форма работы даёт возможность научиться самостоятельно работать с различной литературой и собрать богатый материал, который оформляется и используется в работе педагогами ДОУ.
Теоретические индивидуальные формы методической работы
В начале учебного года с каждым педагогом провожу собеседование по подготовке группы к учебному году, выбору темы самообразования, составлению плана по опыту работы. Это даёт возможность каждому педагогу обговорить и спланировать свою методическую работу на учебный год. Считаю, что индивидуальные формы такие как: совместная подготовка доклада, конспекта, беседа по прочитанной литературе, взаимоанализ документации и т.д более эффективные для повышения профессионального мастерства педагога.
Практические коллективные формы работы:
- Творческие группы
- Педагогические мастерские по формированию у педагогов творческих умений
- Копилка методических идей и педагогических достижений
- Педагогический всеобуч (для начинающих педагогов)
- Коллективное составление сборников
- Участие в смотрах-конкурсах
Практические индивидуальные формы работы:
- Разработка проектов
- Индивидуальное составление разработок.
- Наставничество
- Творческий отчет по результатам учебного года.
Творческая группа действует на основе положения о творческой группе. В нашем детском саду действует несколько творческих групп, в которые входят педагоги ДОУ : научно-методический совет, группа педагогов-наставников, группа информационной поддержки.
Педагогические мастерские - взаимопросмотры мероприятий с детьми
Педагогический всеобуч для начинающих педагогов. - чаще всего это практические занятия для начинающих педагогов, на которых свои педагогические находки представляют опытные педагоги.
Методические, творческие обмены на Городских методических объединениях . Девиз мероприятий “Минимум теории - максимум практики”
Коллективное составление сборников, методических разработок Педагоги совместно составляют перспективные планы, разработки деятельности с детьми, которые входят в образовательную программу ДОУ и используются в работе .
Копилка методических идей и педагогических достижений. Различные идеи, которые у нас возникают мы записываем и пытаемся реализовать в проектах.
Участие в конкурсах помогает находить и воплощать инновационные находки. Хочется отметить, что участие в конкурсах сплачивает весь коллектив.
К практическим индивидуальным формам работы относятся: Разработка проектов. Индивидуальное составление планов, конспектов Наставничество , которое организуется на основе положения . Творческий отчет каждого педагога по результатам учебного года в форме заполнения карты индивидуальных достижений педагога.
Хочется отметить, что одна из главных задач этих форм работы - умение оказать друг другу практическую помощь, разработать рекомендации, пособия не для себя, а для всех.
В настоящее время, когда существует проблема формирования педагога инновационного дошкольного учреждения, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу - методическая работа должна занимать особое место в системе управления дошкольным учреждением так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. |